Для начала стоит понять, по каким принципам строился Собор. Его возведение началось в 1163 году. Первый камень в основание собора возложил римский папа Александр III. Во время строительства менялись архитекторы, на храм жертвовали всем миром. Даже проститутки написали официальное письмо с вопросом, имеют ли они право предоставить денежные средствам. Им ответили, что имеют, но при условии, что не будут этого афишировать. Строительство было закончено только в середине XIII века.
Собор выполнен в готическом стиле. Интересно, что изначально название стиля готика придумала итальянская художественная критика. Итальянцы презрительно так называли архитекторов и строителей, казавшихся им чудаковатыми, поскольку те строили не по законам романской архитектуры.
Готическому стилю характерно преодоление романской тяжеловесности и замкнутости внутренних пространств зданий. Не случайно готические соборы как минимум вдвое выше и вместительнее романских. Нотр Дам де Пари устремлен ввысь, все основные линии по возможности подчеркнуто вертикальны. Собор Парижской Богоматери, как мы его видим, это пятинефная базилика, длина которой - 130 метров, а высота - 69 метров. Причем, наверняка, строители не использовали мачтовый грузовой подъемник и другое строительное оборудование, которое помогало бы оказаться на самой верхотуре. Это сегодня повсеместно используются грузовые подъемники, а таких архитектурных шедевров создается единицы, но об этом ниже.
Одновременно в Соборе могут присутствовать при службе до 9 тысяч человек. Эзотерики даже утверждают, что в архитектуре и интерьере собора зашифрован свод оккультных знаний, кто его расшифрует, сможет открыть философский камень и превращать презренный металл в золото. Знаменитый писатель Виктор Гюго говорил о Соборе, как о справочнике по оккультизму. Эти высказывания не кажутся такими уж надуманными и пустыми, если вспомнить, что именно в средневековье возникли ремесленники, вольные каменщики (читайте - масоны).
Возможно, эти легенды объяснимы самим стилем готика, который был крайне не похож на все, что было в архитектуре того времени. Для готики характерны желтые, красный и синий цвета, стрельчатые линии, то есть линии, которые образуют свод из двух дуг, которые пересекаются. Форма готических зданий - базилика, то есть прямоугольные строения, арки, которые переходят в столбы. Конструкцию готических зданий иногда даже сравнивают со скелетом - настолько высокие и тонкие столбы, невесомые арки и потолки. Окна в Нотр Даме, как и в любом готическом храме с многоцветными витражами, ажурные стрельчатые и ребристые дверные арки. Считается, что смена архитектурного мышления произошла как раз благодаря открытию стрельчатой арки, свод мог больше не опираться на стену, давление ложилось на колонны. Крестовый свод стал одним из главных архитектурных открытий. Его поддерживали внутренние устои (то есть колонны и столбы) а также внешние опоры - контрфорсы.
Чтобы возводить готические шедевры использовались самые разные строительные материалы. Жилые здания были из дерева, ратуши - из кирпича. Однако основным строительным материалом в готической архитектуре был отесанный и бутовый камень. Работа с камнем готическими мастерами велась не так, как в античную эпоху. Если в античность предпочтение отдавалось массивным камням, то средневековые мастера берут на вооружение относительно небольшие камни, создавая из них, по сути, первые каркасные здания.
Преобразования в готике коснулись и наружных стен нижней части объектов. За счет того, что нагрузка, поступающая от перекрытия, ложится не на всю длину стены, а на отдельные точки, появилась возможность превращать ранее строившиеся массивными и глухими стены в каскад узких простенков, между которыми появились большие окна и арки. Конструктивный свод собора - это торжество человеческой мысли над инертной тяжеловесностью материала. Динамические формы, прорыв скованного духа - вот что такое Собор Парижской Богоматери, построенный в далеких XII-XIII веках. А каким он бы был, начнись строительство в веке XXI? Не претендуя на историческую достоверность и, не касаясь церковных канонов, рассмотрим строительные материалы и технологии возведения культовых объектов.
Не нужно быть футурологом, чтобы сделать вывод - в современных условиях собор построили бы максимум за несколько лет. Сегодня даже десятилетиями, не говоря уж о веках, никто не строит. Если бы за строительство собора взялись американцы, то они бы явили миру собор-небоскреб. А почему нет? Когда-то французы подарили США Статую свободы, по такому случаю, американцы могли бы отблагодарить заокеанских друзей собором-небоскребом. Он бы возвышался над Эйфелевой башней и над Монпарнасом - самыми высокими сооружениями Парижа. Американская версия собора-небоскреба могла бы поворачиваться вслед за солнцем. Во всяком случае, в Штатах строят здания, этажи которых в течение суток поворачиваются на 360 градусов. Это повышает стоимость квадратного метра в таких строениях, поскольку все люди хотят жить и работать в домах с видом на океан. А благодаря крутящейся конструкции в течение суток каждая квартира или офис несколько часов получает окна с видом на океан.
В американском соборе-небоскребе обязательно были бы внедрены энергосберегающие технологии. Использовалась бы дождевая вода, энергию вырабатывал бы ветер, по такому случаю можно было бы даже на крыше вместо креста установить ветряную установку. Как раз одну из тех, которые в избытке расставлены по полям Европы и Америки.
Место для исповеди ФБР и ЦРУ оснастили бы жучками и прочими подслушивающими устройствами, чтобы не дай бог не пропустить информацию о том, что Франция, вслед за Ираком, вдруг начинает выпуск ядерного оружия. Хотя, скорее всего, Франция этого делать не начнет - у нее же нет нефти.
Если бы Собор Парижской Богоматери строили японцы, они бы превратили культовое сооружение в "умный дом" будущего. Двери бы храма автоматически открывались перед католиками, и захлопывались перед протестантами. Это стало бы данью Варфоломеевской ночи, когда были вырезаны тысячи гугенотов. А еще японцы могли бы установить в соборе специальный плазменный экран, чтобы молящиеся, к примеру, всегда могли бы видеть перед собой папу римского. Хотя, возможно, японцам для этого уже и не нужны никакие плазменные экраны: А еще японцы бы наладили в современном соборе Парижской Богоматери видеоконференцию, постоянную связь с Иерусалимом, Ватиканом и: например, с Марсом - с зелеными человечками или самим господом богом - кому как больше нравится. А еще Японцы обязательно сделали бы собор сейсмоустойчивым. А как же иначе? Поэтому в качестве материала могли бы использовать такой материал, как эластичный бетон. Его особенность в том, что он содержит минералы из раковин моллюсков, и при возникновении трещин, материал затягивается, сам собой, ликвидируя деформации. Все, что для этого нужно, это немного воды.
А вот если бы собор строили русские, то это было бы одной из самых дорогих строек в мире. Не случайно ведь, километр строительства большого андронного коллайдера дешевле, чем километр дороги в Москве.
А вы бы каким хотели бы видеть Собор Парижской Богоматери? Ведь наверняка, если человечество сохранится, оно будет и дальше строить культовые сооружения. Но какими они будут? Вопрос открыт. Мы только самую малость попытались приоткрыть завесу тайны: